Главная О компании Новости Закупки Раскрытие информации



БЕЗОПАСНОСТЬ

БЕЗАВАРИЙНОСТЬ

БЕСПЕРЕБОЙНОСТЬ


ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Оперативная диспетчерская служба
58-01-28, 58-03-01



ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

к электрическим сетям:
  58-78-78
  39-25-09

e-mail:
adm@kom-tech.ru








 
Новости «Коммунальные технологии»

18.10.2017
Альтернативная котельная или альтернатива котельным

«Коммунальные технологии» приняли участие в Международном форуме по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» и стали участниками круглого стола «Реформа теплоснабжения: новые стимулы и первые результаты».

 

31 июля 2017 года внесены изменения в Федеральный закон „О теплоснабжении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Новая модель рынка тепловой энергии предполагает переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения методом «затраты +» к определению долгосрочных предсказуемых договорных цен на тепловую энергию для потребителей.


Для защиты интересов конечного потребителя цена ограничена расчетной стоимостью тепла, основанной на использовании наилучших доступных технологий, от альтернативного источника тепловой энергии — локальной котельной. Публичные обязательства по формированию нового качества системы теплоснабжения поселения фиксируются в соглашении, заключаемом между муниципальной властью и единой теплоснабжающей организацией (ЕТО). Такое соглашение становится прозрачным инструментом привлечения частных инвестиций в развитие систем теплоснабжения.


Ключевую роль будет выполнять ЕТО, которая становится единым центром ответственности перед потребителями и властью. Для реализации предоставляются полномочия по оптимизации и развитию системы теплоснабжения, в соответствии с утверждаемой схемой. Вводятся новые требования к качеству предоставления услуг и организации отношений с потребителями. Одновременно органы власти наделяются расширенным набором инструментов по контролю, в том числе антимонопольному, за деятельностью ЕТО.


Новая модель рынка тепловой энергии создает стимулы для повышения эффективности, создания нового качества и привлечения частных инвестиций в отрасль. Задача нынешнего этапа — внедрение модели в действие: как и когда модель будет реализована в российских регионах. Крупные отечественные энергохолдинги накопили достаточно компетенций и ресурсов для того, чтобы инвестировать в модернизацию теплоснабжения российских городов на основе новой модели. Решение — за руководителями регионов и городов.


Круглый стол, состоявшийся  5 октября, на тему «Реформа теплоснабжения: новые стимулы и первые результаты» поставил перед собравшимися основные вопросы:

1. Новая модель рынка тепла как инструмент развития: преимущества для потребителей, региональных властей и отрасли в целом.

2. Субъективные факторы реализации новой модели: как наладить эффективное взаимодействие между региональной властью и энергетиками?

3. Практические аспекты: изменение отношений между ЕТО и иными организациями в системе теплоснабжения (тепловые сети, источники тепловой энергии) при реализации новой модели рынка тепла.

4. Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения — инструмент повышения эффективности, создания нового качества и прозрачного привлечения частных инвестиций в системы теплоснабжения.

5. Сроки перехода к новой модели и задачи по снижению рисков для потребителей: полномочия власти и ответственность поставщиков тепла.


Во время круглого стола выступили все стороны, причастные как к разработке, так и к реализации реформы. Все спикеры сходились в одном мнении – в необходимости реформы теплоснабжения. Ее признают и власти, и работающий в отрасли бизнес. Закон об альтернативной котельной – это, прежде всего, консенсус между федеральными органами исполнительной̆ власти, энергетическими компаниями и органами власти на уровне муниципалитетов и субъектов федерации.


Главными ожиданиями власти и главными надеждами бизнеса от реформирования теплоснабжения, нового формата взаимодействия именно внутри системы выступающие назвали наведение порядка в этой сфере. И ценового, и технологического.


Безусловно, это реформа требует комплексного законодательного обеспечения. На сегодняшний день идет доработка нормативных актов, дорожных карт. Законодатели выделили три блока документов:

-   пакет документов, регулирующий нормативную базу по расчету цены альтернативной котельной;

-   акты, регулирующие деятельность единой теплоснабжающей организации на рынке теплоснабжения;

-   регламент деятельности органов власти субъектов РФ и муниципалитетов по утверждению уровней цен на тепло и утверждению соглашения, которое должно возникнуть между ЕТО и органами местного самоуправления.


Вячеслав Кравченко, замминистра энергетики РФ, определил сроки подготовки всех необходимых подзаконных актов, а именно постановления правительства, ведомственных правовых актов до середины следующего года с тем, чтобы к означенному сроку регионы, муниципалитеты, единые теплоснабжающие организации могли уже двигаться в этом направлении.


Одними из самых ярких выступлений «круглого стола» были у представителей генераций. Город Рубцовск - 143 тыс. населения. Два теплоисточника, 378 км сетей, 13 котельных. Желание защитить население низким тарифом привело к дефициту средств для затрат на ремонты, не говоря об инвестициях. Результат - плачевный финал: аварии на сетях и станциях. Неимоверные усилия пришлось приложить муниципалитету для исправления ситуации. Без инвестора из коллапса выйти было невозможно: объём рынка около 1 мрлд рублей,  долг – 1,4 млрд. Самый крупный источник теплоснабжения, обеспечивающий теплом 60 % населения подходил к состоянию невозможности функционирования. Был найден инвестор в лице ПАО «Сибирская генерирующая компания». Изначально прямых инвестиций планировалось 1,5 млрд, по факту эта цифра увеличилась до 1,9 млрд. Этим проектом ПАО «СГК» опередила реформу на рынке теплоснабжения. Подзаконные акты, которые будут разработаны и вступят в силу в 2018 году, помогут в регулировании работы альтернативной котельной в Рубцовске. При успешном внедрении нормативных актов, сопровождающих изменения в законе, инвестор предполагает вернуть свои инвестиции за 12 лет и даже что-то заработать.


«Фирма вкладывает — должна понимать, как эти деньги будут возвращаться. Между администрацией города Рубцовска и Сибирской генерирующей компанией при участии правительства Алтайского края заключено концессионное соглашение на 15 лет. Мы понимаем, кто, что, когда и сколько будет исполнять», — подчеркнул Дмитрий Фельдман, глава администрации города Рубцовска. Он отметил, что такое сотрудничество потребовало не только проработки технических решений (пришлось перекопать весь город), но и работы с населением, ведь тарифы пришлось поднять на 23% с 1 июля 2017 года.


Виктор Мещеряков, зампред правительства Алтайского края говорил о риске создания неравных условий для участников рынка. «Когда на территории поселения существует, например, 10-20 единых теплоснабжающих организаций, то все-таки надо в законе почетче прописать — или все они должны принять решение о переходе в ценовую зону теплоснабжения, либо это 50 % и более, как написано. А что тогда с остальными? 60% перейдут, 40 останется. Они в каком режиме будут работать дальше? А если все 100 %, то возникает вопрос тогда — просто они же коммерческие, они могут просто не согласиться вообще и заявление не сделать о переходе».


Кемерово. Представители региона отметили, что при реализации реформы работа с населением неизбежна. Необходимо объяснить ключевые моменты: альтернативная котельная не обязательно ведет к повышению тарифов. Она позволяет установить договорной тариф. Тариф – это производная физического состояния систем. Глобально он определяется не методом регулирования, а железом, которое лежит в земле, состоянием систем. Если железо изношено, то можно применять любые методы регулирования, но рано или поздно тариф придется повышать. И если это случится поздно, то тариф вырастет сильнее, как в Рубцовске.


«Необходимо проработать вопрос с населением. Необходимо убеждать население в том, что хорошее теплоснабжение дешевым не бывает. Оно должно быть по цене оптимальной», — Дмитрий Кудряшов, зам. губернатора Кемеровской области.


Воронеж – город миллионник. Муниципальная власть поддерживает изменения в законодательстве. «Необходимы грамотная инвестиционная программа и политическая смелость – ведь рост тарифов – больная тема. Здесь должна помочь четкая позиция федерального центра. Субсидирование бюджетом через фонд развития ЖКХ. Это даст понимание того, что мы действуе в фарватере мнения коллег», - считает Александр Гусев, глава городского округа города Воронеж. 


Некоторые регионы, не дожидаясь изменений в законодательстве, предусмотрели субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию. Нижегородская Волгоградская, Ленинградская, Тверская, Челябинская, Ивановская области, Удмуртская Республика, Республики Марий Эл и Коми приняли постановления, которые, с одной стороны, контролируют рост платы граждан за коммунальные услуги (не выше установленных ФАС России предельных  индексов), с другой стороны, компенсируют генерациям выпадающие доходы, что позволяет им не работать в убыток и гарантировать рентабельность.


Москва. Санкт-Петербург. Павел Шацкий, первый зам. гендиректора ООО «Газпром энергохолдинг» считает, что Закон об альтернативной котельной в существующем виде не учитывает специфику конкретных условий теплоснабжения. Сейчас по факту закон не имеет дифференциации по сложности систем теплоснабжения. Не учтен ни уровень сложности архитектурного строения города, ни уровень нагрузки социальных объектов на город. Очень серьезный аспект — это транспорт, плотность транспортной инфраструктуры и стоимость земельных участков», — обеспокоен Павел Шацкий. – Закон не решает ключевой проблемы отрасли — неплатежей. Это, на мой взгляд, ключевая проблема отрасли, решение которой позволило бы серьезно перейти на другой уровень отношений по привлечению инвестици. Мы знаем, что, по данным Минстроя, сейчас уровень задолженности в тепле — свыше 400 млрд. И не имеет, к сожалению, никакой динамики к улучшению. Сейчас ЕТО не получают в разных регионах от 2 до 10% и более выручки ежемесячно».


Выводы:
1. Необходимость реформы теплоснабжения признают и власти, и работающий в отрасли бизнес.

2. Реформа требует комплексного законодательного обеспечения.

3. Новый механизм регулирования должен создать условия для инвесторов.


Проблемы:
1. Риск создания неравных условий для участников рынка.
2. Закон не решает ключевой проблемы отрасли — неплатежей.
3. Закон об альтернативной котельной не учитывает специфику конкретных условий теплоснабжения.


Решения:
1. Участие местных властей в ценообразовании.
2. Информационная подготовка населения к реформе теплоснабжения.
3. Укрупнение теплоснабжающих организаций на базе государственно-частного партнерства для выравнивания тарифов.



 

© 2024 Все права защищены.   Разработано SolidWS