Главная О компании Отключения Новости Пресс-центр Закупки Раскрытие информации Центр обслуживания потребителей Личный кабинет Датчик проекта "Народный мониторинг"

Публикации в СМИ
КТ-портал
Фотогалерея
Газета
Видео
Конкурсы
 


БЕЗОПАСНОСТЬ

БЕЗАВАРИЙНОСТЬ

БЕСПЕРЕБОЙНОСТЬ


ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ОСП «Чебоксарские тепловые сети» -
50-03-03, 51-82-97

ОСП «Чебоксарские электрические сети»-
58-01-28, 58-03-01








 
Пресс-центр Публикации в СМИ

10.10.2017
Реформа стартовала: как изменится система теплоснабжения в России (РБК)

Реформа стартовала: как изменится система теплоснабжения в России

 

Притоку долгосрочного финансирования в отрасль мешало устаревшее законодательство. Принятые в июле 2017 года поправки к закону «О теплоснабжении» открывают дорогу для системных перемен.

 

Правила, устанавливаемые новым законодательством, предусматривают отказ от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пользу предельных цен для потребителей по методу альтернативной котельной. Это означает, что цена на тепловую энергию будет рассчитываться исходя из того, сколько могла бы стоить 1 Гкал тепла для потребителей, если бы они построили собственную котельную. Таким образом, появляется возможность более эффективно перераспределить загрузку теплоисточников. Для примера: по расчетам специалистов Сибирской генерирующей компании (СГК), работающей в одном из наиболее «теплоемких» регионов страны, только в Новокузнецке резерв тепловых мощностей по отношению к текущей нагрузке составляет 142%, в Кемерове — 120%. Замещение неэффективных источников тепла позволит значительно сократить существующие затраты. Более того, по данным Фонда энергетического развития, через три года 26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой ресурс.

 

Действующая сегодня система теплоснабжения в городах и населенных пунктах городского типа была создана еще в конце 1930-х годов. «По тем временам, учитывая, что большинство зданий и сооружений снабжались теплом от индивидуальных котельных, отапливаемых нефтью и мазутом, переход на систему «городская ТЭЦ — внутриквартальные тепловые пункты — квартиры» был благом и неслыханным ростом уровня комфорта», — говорит директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак. В результате централизации поставок тепла дома стали обеспечены горячей водой зимой и летом, но такая система предполагает огромные потери тепла — вплоть до 90%. У централизации теплоснабжения оказались и другие минусы. «Непонятно, кто отвечает за качество ремонта теплосетей, кто и по каким ценам поставляет топливо, кто обеспечивает водоподготовку и распределение тепловой энергии. Пятьдесят лет был «дружеский междусобойчик», оплачиваемый государственным бюджетом, теперь эта «сказка» заканчивается», — говорит Леонид Примак. По его словам, износ сетей достиг 70%, а у государства денег на их ремонт нет. В то же время эти средства есть у потребителей тепла, но им важно знать, на каком основании установлена именно та цена за тепло, которая указана в счете.

 

Принятие поправок в закон «О теплоснабжении» — лишь первый шаг на пути реформы, основные подзаконные акты должны быть разработаны до первого полугодия 2018-го, рассказывают в пресс-службе группы «Т Плюс», работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. По словам представителя компании, дискуссия вокруг изменения законодательства в Госдуме и Совете Федерации показала, что дальнейшая судьба теплоснабжения волнует как представителей бизнеса, так и власти всех уровней, и без кардинальных изменений проблемы не решить.

 

Систему централизованного теплоснабжения сегодня повсеместно разрушают три проблемы, которые оборачиваются вызовами государственного масштаба. Накопленный «долг» по реновации морально и физически устаревшей теплосетевой инфраструктуры: инвестировать в обновление теплосетей компании не могут уже как минимум 15 лет, поскольку тариф включает только текущие затраты на содержание сети. Во-первых, низкий уровень надежности, а также тот факт, что система теплоснабжения российских городов не ориентирована на клиента, привели к массовому исходу потребителей, которые стали строить локальные котельные, уступающие по эффективности ТЭЦ. Во-вторых, из-за децентрализации теплоснабжения мощность тепловых источников превысила даже потенциальный спрос, а расходы на поддержание неэффективного и громоздкого парка оборудования не укладываются в разумный размер тарифа. В-третьих, при существующей схеме теплоснабжения в большинстве крупных городов потребитель не может влиять на качество отопления и поставки горячей воды, его комфорт зависит от настроек всего теплового узла и расположения дома.

 

Муниципальный эксперимент

 

Новое законодательство предусматривает добровольный переход субъектов рынка тепловой энергии к его новой модели при согласии главы муниципального образования. «Пока ни один регион не перешел на новый метод тарифообразования, продолжается работа над подзаконными актами. Тем не менее в ряде регионов мы начали реализацию своих проектов по модернизации теплоснабжения, у компании накоплен опыт, есть возможность и желание вкладывать в развитие отрасли, в том случае если гарантирован возврат инвестиций», — говорит директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова. Городом реализации пилотного проекта для компании стал Рубцовск. Вместе с местной и региональной властью СГК рассчитывает, что в ближайшее время в Рубцовске заработает модель «альтернативной котельной». «Ждать ее внедрения там не было возможности, так как город мог просто до этого момента не дожить, рискуя остаться без отопления в холода. К сожалению, в нашей стране есть и другие города, где требуются срочные меры в теплоснабжении и сроки решения проблемы весьма ограничены», — считает Екатерина Косогова. По ее словам, теперь с изменениями законодательства и у властей, и у энергокомпаний появился инструмент, который поможет справиться с задачей.

 

«Решение проблемы долго откладывали по вполне очевидной причине: высокая капиталоемкость и низкая рентабельность делают такого рода инвестиции непривлекательными», говорит кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков. При этом, по его словам, рынок напряженно ждал, пока государство первым предпримет шаги к том, чтобы разрубить этот «гордиев узел», что наконец и произошло. По мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, изменение тарифных правил может ускорить окупаемость проектов в теплоснабжении и привести к росту инвестиций в теплоснабжение для модернизации изношенной, инфраструктуры. Пока изменения, внесенные в закон о теплоснабжении, не дали какого-то видимого результата, что естественно. «Прошло не так много времени, чтобы отрасль смогла встать на новые рельсы. Именно введение новых тарифов по принципу свободного ценообразования на тепло в рамках предельных уровней, может способствовать росту интереса к данному сектору», — говорит аналитик. Впрочем, по его словам, такие проекты могут быть интересны только крупным компаниям, которые готовы работать на рынке долго.

 

Без лишнего тепла

 

Как надеются нынешние и потенциальные инвесторы, новая система также позволит унифицировать отношения в отрасли. «В каждом городе свои правила работы, к каждой теплоснабжающей организации у властей свое, иногда слишком теплое, отношение. Для того, чтобы искоренить такую ситуацию и планировался переход на «альтернативную котельную», когда все участники находятся на равноудаленном от власти положении», — говорит Екатерина Косогова. По ее словам, существующая законодательная база не стимулировала участников рынка к вложению средств в отрасль, препятствуя ее развитию и способствуя накоплению долгов, а вольготно себя чувствовали только близкие к власти. С принятием поправок в закон «О теплоснабжении» появляются равные для всех принципы формирования цены тепловой энергии, таким образом сформированы предпосылки и условия для притока инвестиций в сферу и последующей модернизации, добавляет директор по тарифообразованию СГК.

http://www.rbcplus.ru/news/59cb3bf87a8aa922b92c8e39